1. Деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, совершенные:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия или с угрозой его применения;
в) с использованием для занятия проституцией несовершеннолетних, —
наказываются лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с использованием для занятия проституцией лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
Комментарий к Ст. 241 УК РФ
1. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что занятие проституцией приобретает организованные формы с распределением ролей.
Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений средней тяжести; преступления, предусмотренные ч. ч. 2 и 3, — к категории тяжких преступлений.
2. Непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие общественную нравственность. Дополнительный объект — здоровье человека.
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)
3. Объективную сторону данного преступления образуют действия, направленные на: 1) организацию занятия проституцией, 2) содержание притонов, 3) систематическое предоставление помещений.
Организация занятия проституцией другими лицами — это не только руководство, т.е. деятельность по выполнению управленческих функций (распределение ролей, организация материально-технического обеспечения, планирование, проведение мероприятий), но и создание притона (подыскание, приобретение, наем, предоставление, приспособление помещения или иного места, а также подбор лиц, занимающихся проституцией, их клиентов, лиц, обслуживающих притон), а также иная деятельность виновного.
Осуществлять организацию занятия проституцией, содержания притонов могут как отдельные лица, так и группы. Независимо от того, являются ли они владельцами, акционерами или наемными работниками, обеспечивающими общее руководство деятельностью этих учреждений, все они являются субъектами данного преступления. Лица, не содержащие притонов, но обслуживающие их, осуществляя распределение, учет работы проституток, техническое обеспечение их деятельности и иную работу, необходимую для функционирования таких притонов, должны нести уголовную ответственность за соучастие в содержании притона для занятия проституцией. Насильственная эксплуатация женщины и присвоение определенной части полученного ею вознаграждения образуют совокупность преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. 240 УК. Похищение женщины и ее насильственное содержание в притоне для занятия проституцией следует квалифицировать по ст. ст. 126, 240 и 241 УК.
О занятии проституцией см. коммент. к ст. 240.
Под содержанием притона понимается деятельность по оплате расходов, связанных с обслуживанием притона после его организации (владение или аренда помещения либо иного места, снабжение оборудованием, продуктами, спиртными напитками, регулирование посещаемости, охрана). Содержатель притона может проживать в ином месте, не там, где находится притон.
Как притон следует расценивать также помещения или иные места, где лишь собираются лица, занимающиеся проституцией, которых затем диспетчер, получающий заказы по телефону, направляет к клиентам для занятия проституцией или сообщает им адреса клиентов.
Систематическое предоставление помещения для занятия проституцией предполагает, что владелец или наниматель помещения предоставляет его для занятия проституцией не менее трех раз.
4. Преступление с формальным составом и считается оконченным с момента выполнения действий, образующих объективную сторону состава преступления.
5. Субъективная сторона преступления — прямой умысел, т.е. лицо осознает, что совершает деяния, направленные на организацию занятия проституцией, содержит притон для занятия проституцией или систематически предоставляет помещения для занятия проституцией, и желает этого. Мотив и цель могут быть различными и не являются обязательными признаками преступления.
6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. По п. «а» ч. 2 комментируемой статьи субъект — специальный, использующий свое служебное положение.
7. Квалифицирующий признак (п. «а» ч. 2 комментируемой статьи) — использование лицом своего служебного положения предполагает, что субъект преступления может быть как должностным лицом, так и другим работником, служебное положение которого позволяет этому лицу использовать свое положение для выполнения действий, образующих объективную сторону преступления. В каждом случае необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей такого лица, закрепленных в законодательных и иных нормативных правовых актах, в уставах, положениях, инструкциях и т.п., поскольку в отношении должностных лиц требуется дополнительная квалификация действий виновных по ст. 285 УК.
Применение насилия (физическое насилие) — побои, причинение вреда здоровью, насильственное лишение свободы, связывание, применение лекарственных или иных препаратов и т.п.
Угроза применения насилия (психическое насилие) означает высказывание, жесты или демонстрацию намерения применить физическую силу. Такая угроза должна быть реальной и может касаться не только лиц, занимающихся проституцией, но и иных лиц, препятствующих деяниям, направленным на организацию занятия проституцией, содержание притонов, систематическое предоставление помещений для занятия проституцией.
Квалифицирующий признак (п. «в» ч. 2 комментируемой статьи) — использование для занятия проституцией несовершеннолетних — предполагает, что действия, связанные с организацией занятия проституцией, совершаются в отношении несовершеннолетнего, т.е. лица, не достигшего 18-летнего возраста.
Квалифицирующий признак (ч. 3 комментируемой статьи) — использование для занятия проституцией лиц, не достигших 14-летнего возраста, предполагает, что действия, связанные с организацией занятия проституцией, совершаются в отношении малолетнего, т.е. лица, не достигшего 14-летнего возраста.