Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и других лесных ресурсов, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Комментарий к Ст. 257 УК РФ
1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения по охране рыбных запасов как части природной среды от истребления при осуществлении хозяйственной деятельности.
2. Отношения по охране рыбных запасов регулируются Законом о животном мире, Федеральными законами от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011) <1>, от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в ред. от 07.12.2011) <2>, от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в ред. от 06.12.2011) <3>, Законом о континентальном шельфе, Законом об охране окружающей среды, ВК; Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» (в ред. от 13.03.2008) <4>, а также другими нормативными правовыми актами.
———————————
<1> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 17. Ст. 1555; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2006. N 45. Ст. 4640; 2007. N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 49. Ст. 5748; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6460; 2011. N 1. Ст. 32; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; 2012. N 31. Ст. 4321.
<2> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 31. Ст. 4195; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7015, 7025; N 50. Ст. 7359.
<3> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270; 2006. N 1. Ст. 10; N 23. Ст. 2380; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 23; N 17. Ст. 1933; N 50. Ст. 6246; 2008. N 49. Ст. 5748; 2011. N 1. Ст. 32; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728, 6732; N 50. Ст. 7343, 7351.
<4> СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4290; 2008. N 12. Ст. 1130.
3. Правила охраны биологических ресурсов являются частью общих правил охраны окружающей среды при производстве работ. Поэтому комментируемая статья конкурирует со ст. 246 УК и является по отношению к ней специальной нормой, которая и подлежит применению.
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)
Под правилами охраны рыбных запасов следует понимать обязательные для исполнения нормы природоохранительного, природоресурсового и иного законодательства, направленные на обеспечение сохранности водной фауны и флоры.
Следует подчеркнуть, что, хотя по тексту комментируемой статьи речь идет об охране биологических ресурсов, по содержанию правила их охраны много шире, так как охрана рыбных запасов подразумевает и охрану среды их обитания, т.е. мест обитания, охрану животных и растительности, образующих кормовые запасы.
4. Предмет преступления — биологические ресурсы и кормовые запасы. Водные биологические ресурсы — это не только рыбы различных видов, включая молодь (рыбные запасы), но и иные водные животные (раки, крабы, организмы «сидячих» видов, водные пушные млекопитающие и др.). Кормовые запасы образуют организмы животного происхождения и водная растительность, служащие пищей для рыб и других водных животных.
5. Объективную сторону преступления образуют нарушения правил охраны рыбных запасов при производстве лесосплава, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществлении взрывных и иных работ, эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов.
Запрещается молевой сплав древесины (т.е. россыпью) на судоходных путях и на водных объектах. Лесосплавляющие организации обязаны регулярно проводить чистку сплавных путей от затонувшей древесины. Запрещается устраивать на реках запани с ограждениями, занимающими более двух третей сечения реки. Не дозволена заготовка леса по берегам рек, являющихся местами нереста осетровых и лососевых рыб, на расстоянии менее одного километра от берега.
В обобщенном виде нарушения правил лесосплава составляют деяния, причиняющие вред рыбным запасам: при осуществлении работ, связанных с подготовкой леса для сплава; во время фактического сплава; путем невыполнения работ по приведению водоемов в порядок в процессе их эксплуатации, которые надлежало выполнить.
В рыбохозяйственных водоемах запрещается проводить без разрешения органов рыбоохраны взрывные работы, за исключением неотложных дноуглубительных работ для поддержания лесосплава и судоходства на обмелевших участках рек, работ по принудительному вскрытию сплавных рек и предотвращению аварий и заторов. О проведении взрывных работ в указанных случаях органы рыбоохраны должны незамедлительно ставиться в известность.
Преступному нарушению правил охраны рыбных запасов может способствовать такое строительство мостов и дамб, которое приводит к уничтожению или существенному сокращению рыбных запасов (уничтожаются нерестилища, воспрепятствуется проход рыбы на нерест и т.д.). Транспортировка леса по лесным рекам большегрузными автомобилями либо тягачами, когда нерестовые реки буквально «растаптываются», а вода вместе с рыбой и икрой выплескивается на берега транспортом и так называемыми «хлыстами» (стволами срубленных деревьев), также отрицательно сказывается на рыбных запасах.
Эксплуатация водозаборных сооружений или перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов подразумевает, в частности, использование без защитных устройств, препятствующих выкачиванию рыбы и кормовых запасов, водозаборных механизмов станций, подающих воду для коммунальных и производственных нужд, а также для обеспечения населенных пунктов питьевой водой; насосов электростанций, трубопроводов, шлюзовых сооружений и затворов для распределения воды между сельскохозяйственными водопользователями.
Преступление может иметь место и в том случае, если защитные устройства имеются, но они неисправны или не действуют.
Обязательным признаком являются последствия в виде:
— массовой гибели рыбы (см. коммент. к ст. 250);
— уничтожения кормовых запасов в значительных размерах. Вопрос о значительных размерах решается в каждом конкретном случае с учетом объема уничтоженного и поврежденного, экологической ценности кормовых запасов, их стоимости по соответствующим таксам, вреда природной среде;
— иных тяжких последствий. При производстве работ к иным тяжким последствиям следует отнести ухудшение качества объектов окружающей среды, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. Тяжкие последствия могут выражаться в уничтожении мест размножения рыбы или значительного количества выметанной икры; крупных убытках, связанных с восстановлением качества окружающей среды и численности водных животных; нарушении экологического равновесия биосистемы; экологической катастрофе в пределах водного объекта; распространении заболеваний рыбы, снижающих объемы промышленного рыболовства.
Между деянием и последствиями необходимо установить причинную связь. Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента наступления последствий.
6. Субъект преступления — вменяемое физическое, достигшее 16-летнего возраста лицо: руководитель хозяйствующей структуры; предприниматель, занимающийся осуществлением указанных выше работ; лицо, фактически осуществляющее эти работы.
7. С субъективной стороны преступление характеризуется, как правило, неосторожным отношением к последствиям. Если отношение умышленное, то преобладает косвенный умысел. При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность совершаемых деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел). При косвенном умысле лицо осознает общественную опасность совершаемых действий (бездействия), предвидит возможность наступления перечисленных в статье последствий, не желает, но сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.
При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможного наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (небрежность) либо предвидит возможность наступления этих последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).
8. Рассматриваемое преступление отличается от административного проступка, предусмотренного ст. 8.15 КоАП, прежде всего по последствиям: для признания содеянного преступлением они обязательны, ответственность за административное правонарушение наступает, если нарушение могло повлечь указанные последствия, т.е. создавало реальную угрозу их наступления, но они не были причинены по счастливой случайности или благодаря вовремя принятым мерам.