Статья 286.1. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа

1. Умышленное неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, причинившее существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, —

наказывается принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 286.1 УК РФ

1. Неисполнение сотрудником органов внутренних дел приказа посягает на интересы государственной власти и государственной службы.

2. Объективная сторона преступления состоит из трех обязательных элементов: 1) совершения деяния (бездействия) — неисполнения приказа; 2) наступления последствий в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства; 3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.

Рассматривая вопрос об объективной стороне преступления, следует отметить, что на сотрудников органов внутренних дел распространяются требования служебной дисциплины. В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> служебная дисциплина — соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством РФ, Присягой сотрудника органов внутренних дел РФ, дисциплинарным уставом органов внутренних дел РФ, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
———————————
<1> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7020.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
+7 (499) 653-60-72 - доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)

Из содержания данной нормы следует, что под приказами, за неисполнение которых установлена уголовная ответственность, следует понимать приказы Министра внутренних дел РФ и приказы прямых (непосредственных) начальников. За исключением этих лиц никто не вправе отдавать приказы сотруднику органов внутренних дел.

Более детально вопрос о порядке отдачи приказов нормативно не урегулирован и, следовательно, вопрос об отдаче приказа в «установленном порядке» должен решаться исходя из того, уполномоченным ли лицом отдан соответствующий приказ.

Еще одним обязательным для наличия состава преступления признаком отданного в установленном порядке приказа будет являться его соответствие закону. Если же сотрудником органов внутренних дел получен приказ, явно противоречащий закону, сотрудник обязан принять меры к исполнению закона.

С содержательной позиции приказ представляет собой предписание на совершение определенных действий или на то, чтобы воздержаться от их совершения. В приказе могут детализироваться отдельные положения, например сроки совершения действий, их периодичность, порядок оформления совершенных действий и т.п. Поэтому неисполнение приказа будет заключаться как в невыполнении предписанного поведения в полном объеме, так и в частичном (например, в нарушении сроков выполнения предписанных действий).

3. Наряду с совершением указанного в законе деяния в виде неисполнения приказа обязательным элементом объективной стороны преступления является последствие, состоящее в существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием.

Под существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций в результате неисполнения приказа следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате неисполнения приказа следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, проведение частых и необоснованных проверок, изъятие документации, необходимой для работы организации и не относящейся к предмету проверки, и т.д.).

4. Неисполнение приказа относится к числу преступлений с материальным составом. Деяние будет окончено с момента наступления общественно опасных последствий.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Виновный осознает, что им не исполняется законный, подлежащий исполнению приказ, отданный правомочным лицом, предвидит, что в результате неисполнения приказа наступят общественно опасные последствия, и желает их наступления, либо сознательно допускает наступление последствий, либо относится к ним безразлично.

6. Субъект рассматриваемого преступления — специальный — сотрудник органов внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел — гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. Согласно ст. 25 Закона о полиции сотрудником полиции <1> является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное ст. 26 данного Федерального закона.
———————————
<1> Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ст. 4 Закона о полиции).

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированный состав неисполнения приказа — это неисполнение приказа, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35), а равно повлекшее тяжкие последствия.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, следует понимать последствия совершения преступления в виде гибели человека, причинения значительного материального ущерба, возникновения массовых беспорядков, длительной остановки транспорта, нарушения производственного процесса, иного нарушения деятельности организации и т.п. В каждом конкретном случае наличие тяжких последствий подлежит установлению и оценке.