1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;
б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) повлекли тяжкие последствия, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарий к Ст. 287 УК РФ
В соответствии со ст. ст. 94, 95 Конституции Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом РФ и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Кроме того, ст. ст. 102, 103 Конституции к ведению Совета Федерации и Государственной Думы отнесен ряд иных важных вопросов. Согласно ст. 1 Федерального закона от 11.01.1995 N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата РФ — это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему. Для эффективного выполнения возложенных на них функций Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ и Счетная палата РФ должны обладать всей необходимой для обеспечения своей деятельности информацией. Иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации и их должностные лица обязаны предоставлять такую информацию (в том числе по поступившему в их адрес запросу), если такая обязанность установлена соответствующим нормативным правовым актом .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)
См., например: Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 13) // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74.
В комментируемой статье не конкретизирован характер информации, отказ в предоставлении которой образует состав рассматриваемого преступления. Это означает, что требуемая информация может быть любого плана, относиться к любому вопросу, рассмотрение, решение которого находится в компетенции запрашивающего органа.
Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, ЦБ РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.
По требованию Счетной палаты Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны предоставлять по требованию Счетной палаты РФ справки и копии документов по операциям и расчетам с ними.
Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты РФ, а также предоставление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.
Нарушение указанных требований влечет для виновных должностных лиц уголовную ответственность по комментируемой статье. Аналогично решается вопрос об ответственности за незаконный отказ в предоставлении информации и Федеральному Собранию РФ.
2. Объективная сторона преступления может быть выражена в таких альтернативных деяниях, как: 1) неправомерный отказ в предоставлении информации Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ или Счетной палате РФ; 2) уклонение от предоставления информации; 3) предоставление заведомо неполной информации; 4) предоставление заведомо ложной информации.
Неправомерный отказ в предоставлении информации — это открытое заявление должностного лица о непредоставлении требуемой информации. Для признания отказа неправомерным необходимо установить, что обязанность предоставления информации установлена законом или иным нормативным правовым актом и должностное лицо не имело законных оснований для отказа; отсутствуют уважительные причины такого отказа (например, фактическое отсутствие запрашиваемой информации); запрос на предоставление информации оформлен надлежащим образом и исходит от указанных в комментируемой статье органов. Последнее следует понимать таким образом, что запрос должен быть подписан не любым сотрудником Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ или Счетной палаты РФ, а лицом, обладающим таким правом.
При этом состав отказа в предоставлении информации будет иметь место не только в тех случаях, когда он осуществлен в отношении лиц, представляющих Совет Федерации РФ, Государственную Думу РФ или Счетную палату РФ как органы в целом, но и в случаях отказа в предоставлении информации комиссиям и комитетам Федерального Собрания, отдельным членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, аудиторам Счетной палаты, поскольку они также являются представителями указанных органов и наделены правом получения соответствующей информации.
Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок .
———————————
СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.
При наличии приведенных выше условий в действиях лица, незаконно отказавшего в предоставлении информации, усматривается состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей.
Отказ в предоставлении информации в виде уклонения будет иметь место тогда, когда должностное лицо не заявляет прямо о своем отказе, а выдвигает несуществующие и надуманные причины невозможности предоставить необходимую информацию (например, отсутствие либо утрата документов, необходимость в их доработке и т.д.) либо затягивает предоставление информации, ничем не объясняя свое поведение.
При предоставлении заведомо неполной информации должностное лицо сообщает не все интересующие Совет Федерации, Государственную Думу или Счетную палату сведения, притом что такие сведения у него имеются, а также имеется возможность предоставить требуемую информацию в полном объеме.
При предоставлении заведомо ложной информации лицо сообщает адресату сведения, которые полностью либо в какой-то части не соответствуют действительности.
3. По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции комментируемой статьи деяний, независимо от того, повлекло ли это какие-то последствия.
4. Субъективная сторона выражена виной в виде прямого умысла. В случае если предоставление неполной или ложной информации вызвано невнимательностью должностного лица, просчетами и допущенными в работе ошибками, признак заведомой для лица неполноты или ложности информации отсутствует, поэтому содеянное не образует состава комментируемой статьи. При наличии к тому оснований лицо может нести ответственность за халатность (ст. 293 Уголовного кодекса РФ).
5. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, обязанное в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом предоставлять информацию Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ или Счетной палате РФ по их запросу или по иному основанию.
6. Частью 2 комментируемой статьи установлена ответственность за совершение деяния при квалифицирующих обстоятельствах. Квалифицированный состав преступления будет иметь место в том случае, если преступление совершено лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ. Установление более строгой ответственности в этих случаях обусловлено возможностью посягательства на интересы широкого круга лиц, причинения существенного вреда.
7. Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 комментируемой статьи) имеет место в случаях, когда:
— деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти (п. «а»). Следует отметить, что к правонарушениям относятся не только преступления, но и правонарушения, ответственность за которые предусмотрена иными отраслями права (например, дисциплинарные, административные, налоговые и др. правонарушения). Данный квалифицирующий признак имеет место в случае сокрытия не правонарушений вообще, а совершенных именно должностными лицами, при этом должностными лицами только органов государственной власти. Скрываться может правонарушение, совершенное как самим должностным лицом, так и другими должностными лицами органов государственной власти (п. «а» комментируемой статьи);
— указанные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК) (п. «б»);
— указанные деяния повлекли тяжкие последствия (п. «в»). Данный признак является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств дела. К числу тяжких можно отнести такие последствия, как искажение данных федерального бюджета при его утверждении на очередной год, срыв работы над важным законопроектом, невозможность реализации федеральной программы, нарушение конституционных прав и свобод значительного числа граждан, принятие Советом Федерации, Государственной Думой, Счетной палатой и другими органами государственной власти ошибочных решений по вопросам внутренней и внешней политики и др.
Вина по отношению к данным последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной. В последнем случае речь идет о преступлении, совершенном с двумя формами вины (ст. 27 УК).